ITProject RFID Server - платформа для создания RFID систем

Логин
 
 
 
 

Статьи и обзоры

Follow idexpert_ru on Twitter

Национальный форум информационной безопасности "Инфофорум-2018"
Международная выставка вендинговых технологий и систем самообслуживания 2-18

 
 
RFID-системы для различных отраслей и областей применения

Особенности внедрения RFID в России

19.07.2017
Анна Карпова (генеральный директор компании DETEM)

Лучший способ получить выгоду от новых технологий – оценить целесообразность их использования

Особенности внедрения RFID в России

Интерес и уровень знаний наших соотечественников в области RFID за последние годы заметно прогрессировал. И хотя осталось огромное количество заблуждений, традиционно сопровождающих новые технологии, в России существуют функционирующие RFID-системы, которые наглядно демонстрируют экономическую эффективность. Правда, таких предприятий не так много, и большую долю занимают пилотные проекты.

Опробовать все преимущества данной технологии отважились предприятия достаточно разного уровня и работающие в разных отраслях, от заводов по производству и обрабатывающих сырье предприятий до торгующих одеждой компаний, большинство из которых столкнулось с двумя проблемами. Первая – большинство компаний хочет оставить все как есть, а внедрив RFID, получить ошеломляющие результаты. В первую очередь крайне необходимо максимально упорядочить, оптимизировать и сделать прозрачными те процессы, в область юрисдикции которых попадает внедрение RFID. Если, например, на складе бардак, никто ни за что не отвечает, и все протекающие процессы приемки хранения и отгрузки происходят хаотично, то RFID-системы внесут еще большую панику и неразбериху.

Анна Карпова, генеральный директор компании DETEMМногих буквально пугает, что с внедрением RFID придется увеличить зону приемки или дополнительно выделить зону маркировки, четко выполнять инструкции, а предоставление точных и достоверных количественных и качественных показателей о работе склада вообще кажется немыслимым. В таком случае речь об использовании высокотехнологичного и точного инструмента управления идти не может. Даже если будет наведен четкий порядок, сама цепочка перемещения товаров должна предполагать возможность использования систем радиочастотной идентификации. Например, один из крупнейших российских перевозчиков отправляет грузы буквально с колес. Маркировать в данном случае просто некогда.

Вторая проблема. Сейчас заниматься RFID-системами действительно очень выгодно и модно. Количество компаний, которые стремятся занять нишу радиочастотной идентификации, растет с каждым днем. При этом большинство из них забывают о том, что интеграция RFID-систем – дело очень сложное и ответственное. И огромное количество пилотных, а в некоторых случаях и полномерных проектов канули в лету из-за неспособности интегратора развернуть систему так, как того требует специфика оборудования. В результате заказчик несет серьезные финансовые потери, а к технологии формируется негативное отношение.

Также хотелось бы добавить, что технологию RFID нельзя ни недооценивать, ни переоценивать, одинаковых проектов не существует в принципе и существовать не может. Каждый склад, каждая производственная линия, каждая цепочка поставок – это организм, имеющий как общее сходство с ему подобными, так и присущую только ему индивидуальность и особенность. Поэтому лучший способ получить выгоду от новых технологий - это задуматься над целесообразностью их использования, консультируясь со специалистами в данной области.

В большинстве стран технология RFID получила мощный толчок к развитию, когда этой технологией заинтересовалось государство. Так было в США, в Китае, в Европе, короче, во всех странах, и это естественно. Судя по всему, такая же ситуация сложилась и в России.

С 1 апреля 2016 года в России реализовывался пилотный проект по RFID маркировке меховых изделий. RFID метками должны быть оснащены абсолютно все шубы, и те, которые реализуют в магазине, и те, что были ввезены в Россию. Маркировка шуб и других изделий из меха начала работать с 12 августа, причем коснулась она всех стран Евразийского экономического союза. Производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы мехового рынка России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии теперь обязаны маркировать все меховые изделия.

Таким способом правительство намерено бороться с контрафактной продукцией, обманом покупателя (когда дешевый мех выдают за более дорогой), а также это дает возможность выявлять и перекрывать существующую схему уклонения от уплаты налоговых платежей.

Одновременно со стартом пилотного проекта по маркировке шуб, начали активно работать те RFID интеграторы, кто был способны предложить на рынок программный продукт, так как очевидно, что кроме RFID метки (КИЗ) и оборудования, необходимо программное обеспечение, которое позволяет выполнять все необходимые учетные операции с КИЗ (приемка, реализация, розничная продажа, возврат товара и другие) и отправлять сформированные сведения об этих операциях в ФНС.

Очевидно, что рынок шуб был выбран в качестве пилотного проекта осознанно, во-первых, он небольшой, во-вторых, стоимость метки в стоимости шубы практически незаметна, так что недовольство участников рынка было подавлено очень легко. Зато на нем удалось обкатать внедрение технологии RFID в одной отдельно взятой отрасли и наметить новые перспективы.

Поскольку сегодня RFID продвигается как уникальная технология, которая дает неоспоримые преимущества перед известными способами маркировки и идентификации, неудивительно, что многие российские компании все больше интересуются этой технологией. Что же мешает RFID технологии быть внедренной более широко, чем это есть сегодня?

Попробуем проанализировать возможные сложности и препятствия при внедрении и оценке эффективности RFID-технологии. Начнем, пожалуй, с самого популярного – с цены RFID метки. Есть мнение, что цена метки является определяющим фактором при выборе технологии – вот, мол, когда метка будет стоить меньше 5 центов, вот тогда…. Но такой подход не совсем верен. Вопрос приобретения оборудования и меток решается с учетом экономического обоснования применения технологии в конкретном случае. Под экономическим обоснованием подразумевается детальное исследование бизнес-процессов предприятия, анализ и понимание изменений архитектуры бизнес-операций, которые неминуемо повлечет за собой интеграция RFID-системы. Система, позволяющая экономить деньги, в принципе не может быть дорогой или дешевой. Преодоление порога в 5 центов не даст резкого скачка в распространении RFID систем, потому что предприятия, которые оценили для себя экономическую эффективность внедрения системы, закупали метки несколько лет назад по цене около 0.5 долларов за штуку и экономили миллионы, так что вопрос дороговизны метки поставлен в корне неправильно.

Отходя от вопроса ценовой категории, мы упираемся в ROI (оценка возврата инвестиций). Допустим, компания может позволить внедрить у себя RFID, но допустимо ли замораживание средств до той поры, когда система окупится и начнет приносить реальные дивиденды? Не каждое предприятие может позволить себе работать на год-два-три вперед и вкладывать в перспективу ощутимое количество денег, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Некоторые считают, что лучше работать как есть, с примерно прогнозируемым количеством издержек и потерь, а свободный капитал пустить в оборот товара. Это возможно, но тогда есть вероятность навсегда быть вытесненным с рынка компаниями, оптимизирующими свои бизнес-процессы и предлагающими более качественный сервис за меньшие деньги.

Для лучшего понимания, что необходимо учесть при внедрении RFID, выделю четыре основных этапа внедрения:

Этап первый: Необходимость внедрения и анализ ROI (возврат инвестиций)

Этот шаг включают полный анализ ROI для определения затрат и инвестиционных издержек по всей цепи поставок. На данном этапе самое главное – определить, действительно ли внедрение системы RFID необходимо для предприятия на данный момент времени.

Этап второй: Выбор меток и ридеров

Этот шаг включает в себя выбор меток и ридеров, которые больше всего подходят для целей и задач предприятия. На данном этапе реализуются пилотные проекты, создаются специальные подразделения для осуществления пилотных проектов и тестирования оборудования непосредственно на предприятии в реальных условиях.

Этап третий: Конфигурация системы

На этом этапе происходит разработка конфигурации системы, а также определение основной стратегии и обоснованность внедрения RFID. Задача состоит в разработке стратегии интеграции новой технологии с существующей технологией штрихового кода (как правило), проектировании методов интеграции данных RFID в информационную систему предприятия и систему маркировки единиц хранения. Другим важным аспектом этого этапа является синхронизация информации RFID с существующими системами управления самым надежным и рентабельным способом.

Этап четвертый: ПО и системная интеграция

Этот шаг включает всестороннюю интеграцию системы RFID в основные бизнес-процессы. На данном этапе важно разработать и внедрить программное обеспечение, которое облегчает интеграцию с промежуточным ПО для совместной работы с местными системами управления базой данных.

Сегодня правильная оценка того, нужно ли внедрять RFID или нет, очень важна.

Дело в том, что после успешного проекта по маркировке меховых изделий и существенного притока денег в бюджет, государство всерьез рассматривает проекты внедрения RFID в других отраслях. Надо признать, что многие отрасли, особенно те, что имеют сильно лобби в правительстве, активно сопротивляются, т.к. понятно, что внедрение RFID сложно, непонятно, да еще влечет за собой немалые затраты. К примеру, фармацевтические компании долго отбивались от RFID и добились того, что товар поштучно будет маркироваться QR-кодом. Еще идет дискуссии о маркировке транспортной упаковке, но это уже не так масштабно. В ближайшее время правительство всерьез планирует озаботиться RFID маркировкой икры, обуви, одежды, табачных изделий (на уровне транспортной тары) и некоторых других. То есть, очевидно, что RFID придет во многие отрасли экономики. Это приведет к распространению информации о технологии, к появлению новых игроков на рынке и к более массовому внедрению RFID.

В целом, в этом нет ничего страшного, более того, некоторые участники рынка, вынужденные внедрять RFID, начинают развивать у себя эту систему и получать преимущества. Теоретически, государству важно получить информацию о вашем изделии (вам понадобится простейший считыватель и метки), и все, но что мешает, к примеру, докупить оборудование и начать проводить инвентаризацию, контролировать отгрузку товаров со склада и перемещение по территории и т.д.?

Оценив уровень паники в то время, когда рынок готовился к внедрению RFID для маркировки меховых изделий, могу дать несколько советов для участников рынка, которые вполне могут столкнуться с аналогичной ситуацией на других рынках.

Самое важное в этой ситуации – выбрать правильного интегратора, который в курсе происходящего и способен ответить на ваши вопросы. Не стоит метаться по рынку и покупать оборудование, которое зачастую вам не нужно. Найдите интегратора, который самостоятельно пишет программное обеспечение для таких проектов, к примеру, писал ПО для шубного проекта, такие специалисты, безусловно, в теме.

Узнайте, не проводится ли семинар по внедрению RFID именно в вашей отрасли. При внедрении проекта по маркировке шуб было проведено несколько семинаров для участников рынка с привлечение ФНС и интеграторов, это позволило сосредоточиться на том, что действительно необходимо.

Как показывает практика, внедрение RFID может привести вашу компанию к новым интересным результатам, или вы можете остаться на минимальном уровне, который необходим для информирования о ваших товарах государства. Выбор только за вами.




Рейтинг статьи

Возврат к списку



Материалы по теме:

Новости рынка и технологий
Статьи и обзоры

Продукты автоматической идентификации

Datalogic ELF
Datalogic ELF
Терминал сбора данных корпоративного класса
Citizen CL-S521/621
Citizen CL-S521/621
Термо и термо-трансферный промышленный настольный принтер этикеток
Nordic ID Merlin UHF RFID Cross Dipole
Nordic ID Merlin UHF RFID Cross Dipole
Ручной RFID UHF ридер
Honeywell Dolphin 70e
Honeywell Dolphin 70e
Гибридный мобильный компьютер корпоративного класса
Motorola MC9090-G RFID
Motorola MC9090-G RFID
Ручной мобильный компьютер со считывателем RFID-меток
Honeywell Voyager 1400g
Honeywell Voyager 1400g
Обновляемый фотосканер двухмерных штрих-кодов
RFID UHF ридер RRU8909USB-L
RFID UHF ридер RRU8909USB-L
Настольный, компактный ридер чтения/записи RFID-меток
Motorola AP 7532
Motorola AP 7532
Точка доступа 802.11ac Wi-Fi
Motorola TC55
Motorola TC55
Мобильный сенсорный компьютер на базе ОС Android

Все продукты >>>

Внедрение RFID-систем: что нужно знать, начиная проект
 
Компактный, экономичный настольный принтер этикеток Citizen CL-S300

Проекты и решения

Семинар "Внедрение RFID-систем: что необходимо знать, начиная проект"

События

Новое в блогах

 

Опрос

 




Комментарии